Огонь в небе / Fire in the Sky (1993)
Оригинальное название: Fire in the Sky
Год выхода: 1993
Жанр: ужасы, фантастика, драма, детектив
Режиссер: Роберт Либерман /Robert Lieberman/
В ролях: Д.Б. Суини /D.B. Sweeney/, Роберт Патрик /Robert Patrick/, Крэйг Шеффер /Craig Sheffer/, Питер Берг /Peter Berg/, Генри Томас /Henry Thomas/, Брэдли Грегг /Bradley Gregg/, Ноубл Уиллингэм /Noble Willingham/, Кэтлин Уилхойт /Kathleen Wilhoite/, Джеймс Гарнер /James Garner/, Джорджия Эмелин /Georgia Emelin/
О фильме :
Однажды, осенним вечером, группа лесорубов, трудившихся в чаще северо-восточной части штата Аризона, заметила необычайно яркий источник света. Любопытные работяги, среди которых был и Тревис Уолтон, решили рассмотреть странный огонь вблизи. Это и явилось их роковой ошибкой. Тревис Уолтон исчез на глазах своих товарищей.
Парализованные ужасом, лесорубы сообщили, что несчастного похитил НЛО. Но этим людям не поверили и начали подозревать их в убийстве. Местные власти объявили официальный розыск Тревиса Уолтона. Полиция совместно с отрядами гражданской обороны день и ночь прочесывала окрестности. Однако попытки найти пропавшего рабочего были тщетны.
Страна: США
Студия: Paramount Pictures
Продолжительность: 01:43:19
Перевод: Профессиональный (двухголосый, закадровый) - НТВ+
- Съемки картины проходили в штате Орегон в городах Окленд, Розбург и Сазерлин.
- Фильм поставлен по книге Трэвиса Уолтона «Огонь в небе: Случай с Уолтоном», которая переиздавалась не один раз.
Фильмов о похищении людей пришельцами было не мало, но из лучших вспоминаются, пожалуй, лишь самые толковые и правдоподобные «Близкие контакты третьего рода». Увы, относительно «Огня в небе» на ум больше приходит халтурный «Четвертый вид», да и Роберт Либерман не то что не Спилберг, а просто очень и очень слабый режиссер. Но дело здесь даже не в ограниченности его режиссерских способностей, а в крайне дурном сценарии, который нещадно можно было кромсать вдоль и поперек.
Кино получилось
фантастически занудным, каждая сцена затянута до такой степени,
что картина по сюжету больше похожа на одну серию какого-нибудь
фантастического телепроекта, а не на полнометражный фильм. Фактически,
достойны внимания лишь две сцены — само похищение (начавшееся после
20 первых утомительных минут) и десятиминутный флэшбэк, посвященный
воспоминаниям Трэвиса о его пребывании на тарелке и злобных пучеглазых
гуманоидах («знаете, такие мудрые грустные глаза»(с)), проводивших
на нем какое-то очередное анальное зондирование.
Между ними зрителей
ждет лишь унылое часовое пережевывание одних и тех же сцен, в которых
герои оправдываются в том, что они не убивали товарища, а им упорно
никто не верит. Спецэффектов тут, как можно догадаться, минимум, но хоть
они могут порадовать глаз (недолго), поскольку были созданы
на легендарной студии ILM. Но и они не повод тратить без десяти минут
два часа своего времени ради одной единственной сцены.
4 из 10
Хочу верить
Абдукция или феномен похищения людей пришельцами по некоторым данным имела место еще в конце 40-х годов прошлого столетия. Но первый опыт общения с инопланетянами, ставший достоянием общественности, датирован 1961-м годом. Супруги Бетти и Барни Хилл, проживавшие в США, утверждали, будто были захвачены гуманоидами с целью изучения.
Но помимо рассказа самих
потерпевших никаких реальных доказательств тому не было. Со временем
заявления о контакте с внеземными существами стали появляться все чаще,
по большей мере представляя интерес лишь для уфологов. Даже
кинематограф, нещадно эксплуатировавший теорию существования НЛО,
до поры до времени обходил стороной проблему абдукции.
Это сейчас можно не задумываясь назвать несколько тематических лент, вроде фантастического триллера «Мрачные небеса» или псевдодокументального «Четвертого вида». Однако список подобных картин очень мал, а первый фильм, полноценно раскрывающий тему похищения пришельцами, вышел только в 1993-м году.
В роли первопроходца выступил «Огонь в небе», снятый по мотивам книги «Fire in the Sky: The Walton Experience». Лента Роберта Либермана рассказывала реальную историю американского лесоруба Трэвиса Уолтона. Мужчина пропал при загадочных обстоятельствах 5 ноября 1975-го года в окрестностях города Хебер штата Аризона и объявился лишь через пять дней, заявив, что стал жертвой инопланетных экспериментов.
Случай с Трэвисом Уолтоном получил широкую известность благодаря
показаниям очевидцев: впервые контакт с НЛО наблюдали одновременно
несколько человек. Коллеги Трэвиса не только видели странный огонь
в небе, но и стали свидетелями того, как световой луч пронзил
их напарника, поднял в воздух и отбросил на несколько метров в сторону.
Позже лесорубы не раз пересказывали события того дня, не сомневаясь в том, что им пришлось лицезреть. Нашлись как сторонники, так и противники официальной версии исчезновения Трэвиса, однако до сих пор не ясно, что случилось той ночью.
Имело ли место необъяснимое явление, групповая галлюцинация или же хорошо разыгранная мистификация. Перед создателями фильма «Огонь в небе» стояла непростая задача: картина по мотивам автобиографической книги не только должна была отражать позицию автора, но и оправдывать сноску «основано на реальных событиях».
Сценарист Трэйси Торм удачно совместил полярные друг другу цели:
основная линия сюжета строилась вокруг неопровержимых фактов, в то время
как неподтверждённая информация подавалась с помощью флэшбэков. Фильм
открывался трусливым побегом бригады лесорубов с места происшествия,
а предшествовавшее ему событие подавалось зрителю через призму
воспоминаний участников.
Несмотря на неординарность случая с Уолтоном, фильм смещен в сторону социальной драмы, где акцент сделан на жизни провинциального городка, взбудораженного историей с НЛО. Конфликт разума и чувств выходит на передний план. С одной стороны ставшие очевидцами чего-то необъяснимого люди, с другой — логика и здравый смысл, коими вооружены представители закона.
Под натиском скептических настроений недавние свидетели превращаются в подозреваемых. Ведь представить, что пятеро парней убили своего друга гораздо проще, чем признать существование внеземных цивилизаций. Необъяснимое рождает в человеке первобытный страх, заставляющий бежать от действительности. Показательна сцена в церкви: прихожане, жаждущие опровержения немыслимых заявлений об НЛО противопоставлены лесорубу, готовому пройти тест на детекторе лжи, лишь бы доказать свою правоту. Хрупкий момент, ведущий к возможному краху старых убеждений и встрече с новым неизведанным миром.
Анализируя природу человеческих предрассудков, Либерман снял хороший
жанровый фильм, с крепкой детективной линией и яркими фантастическими
элементами, успешно создающими трехмерную картинку. С помощью сдержанных
натуралистичных декораций и дозированно вплетенных спецэффектов
режиссеру удалось воплотить в жизнь гипотезу о летающих тарелках.
И если
в начале фильма цвето-световая игра, тревожный саундтрек и бурлящее
огненной лавой небо лишь заигрывают со зрителем возможностью
невозможного, то в конце режиссер создает полый невесомый мир — творение
существ, лишенных эмоций. Космический корабль в форме цилиндра,
чьи стены будто соты пчел испещрены ячейками с человеческими ресурсами.
Полуразложившиеся, но еще живые люди закатаны под внутриутробную пленку
в ожидании своего конца. Что может быть страшнее?
Возможно операционный стол в инопланетной лаборатории, где жуткие создания бесстрастно склоняются над испытуемым и препарируют его точно лягушку. «Огонь в небе» своей мрачной атмосферой напоминает вышедший буквально по пятам сериал «Секретные материалы», самый известный многосерийный фильм о паранормальных явлениях, где лейтмотивом прошла тема НЛО и в частности опыт абдукции. Эти два кинематографических произведения объединяет не только основная идея и подача, но и вопрос веры. Столкновение с иррациональным предполагает два пути: поиск доказательств или безусловное принятие пережитого как истины. Иначе говоря, I want to believe.
НЛО не существует
НЛО
не существует. Умудренный опытом лейтенант Уотерс готов поверить
во все, что угодно, кроме летающих тарелок. И уж куда проще поверить
в то, что пятеро лесорубов из захудалого городишки убили своего коллегу,
а теперь просто пытаются избежать наказания, списав всё на проделки
космических братьев по разуму. Тем более, что отношения в коллективе
оставляли желать лучшего, а в тот день один из парней чуть не уронил
спиленное дерево на пропавшего товарища. Да и научно-популярный журнал,
в красках рассказывающий истории абдукции и бесстыдно лежащий прямо
на сиденье машины бригадира, способен поведать о причинах столь буйной
фантазии незамысловатых деревенских мужчин.
НЛО не существует. Практичный Майк Роджерс не гонится за журавлем
в небе, предпочитая шелест свеженьких баксов в карманах. Наверно, в том
числе и поэтому он — уверенный, спокойный, серьезный, авторитетный — и
возглавил бригаду лесорубов, отправившуюся выполнять госконтракт в тот
день. И уж точно Майк не витает в облаках, лелея несбыточные мечты
о каком-то там МТ-Моторс. Тут бы найти лишних денег на починку старого
пикапа. Тем сложнее поверить в то, что рассказывает Майк, ранее
не замеченный в пристрастии ко всяким псевдонаучным бредням. А может,
столь резкая смена взглядов — просто прикрытие банальной истории
с летальным исходом?
НЛО не существует. Полиграфолог Кайл Гилсон за годы работы с чем только
не сталкивался. Но пять человек, истово уверяющих в том, что они стали
свидетелями контакта с пришельцами, — это что-то новенькое. Удачное
прохождение испытания ставит под сомнение выводы следствия, но куда хуже
то, что это ставит под сомнение человеческие знания о том,
что находится за пределами планеты. Впрочем, обмануть технику в 70-е
годы не так сложно, а детектор лжи вообще штука ненадежная. Максимум,
что можно сказать — испытуемые волновались во время теста. А кто бы не
волновался, убей он человека, например?
НЛО не существует. Появившийся спустя пять дней после пропажи Тревис
Уолтон ничего не помнит. Лишь странная бледность, кровоподтеки
под глазами и жуткие крики от любого прикосновения свидетельствуют
о том, что вряд ли произошло что-то хорошее. Подозрения с лесорубов
сняты, и лейтенант Уотерс уезжает восвояси, искренне огорчившись,
что стопроцентное дело так легко рассыпалось. Впрочем, может сознание
Тревиса лишь услужливо прячет типичную историю о поссорившихся коллегах,
решивших свести счеты друг с другом, да не доведших дело до логического
конца?
НЛО не существует. Тишина. Полумрак. Мерзкий резиновый звук трения.
Силиконовый гроб. Страх, заполняющий легкие, выдающие лишь тихие хрипы
вместо крика о помощи. Гнетущая тишина и полет в невесомости будто
в снах 10-летнего подростка. Развороченные тела в разорванных сотах
этого адского улья. Висящие на стенах серые большеглазые
костюмы — точь-в-точь как в той книге, что лежала у Майка в машине.
Существа, похожие на результат то ли эволюции то ли деградации
человека, — старые злобные карлики. Кошмар, окутывающий коконом
и парализующий волю к сопротивлению. Ужас, склизкой жижей заполнивший
рот и омертвивший голосовые связки. Вселенная, сузившаяся до размера
шприца, медленно входящего в глазницу. Снова и снова кусает память,
чьи зубы никогда не затупятся. Впрочем, может всё это — лишь мечты
фантазера Тревиса, вырвавшиеся на волю во время сеанса гипноза?
НЛО не существует. Городок, пережив самое захватывающее событие за все
время существования, постепенно вернется в серые будни. Лейтенант Уотерс
будет ждать часа, когда хитрецы-лесорубы дадут промашку, и правда,
наконец, выйдет на свет. Кайл Гилсон спустя двадцать лет проведет
еще один тест, лишь подтвердивший первоначальный вердикт: «Они верят
в то, что говорят». Майк Роджерс постарается вычеркнуть из памяти
тот день, когда он не смог помочь другу — не потому, что не захотел,
а потому что, быть может, в первый раз, испугался. Тревис Уолтон
продолжит жить обычной жизнью, временами возвращаясь на то самое место,
где судьба сделал крутой разворот. Туда, где жизнь, быть может,
единственный раз наполнилась смыслом. Впрочем, было ли все это на самом
деле? Или, может, Тревис просто так смотрит в небо, ожидая чего-то,
что странным сном мелькнуло в его сознании, а теперь не дает покоя?
И вряд ли покой этот когда-то вернется теперь. Ведь всем известно,
что НЛО не существует.